Нынешняя осень на редкость прекрасна и богата не только на солнечные деньки, но и на разнообразные яркие, природные цвета. Листья падают сухими и необычайно красивыми, и так хочется всю эту красоту подобрать и унести домой…
Ну что же? Почему бы и нет? Методы сохранения листьев известным нам всем с младшешкольных времен: просушить утюгом через ситцевую ткань (а в принципе подойдет и любая натуральная) или запихнуть в толстые книги между страниц.
Дети очень любят подбирать всякие разности на улице и очень-очень любят оставлять следы своего существования по всей территории, где они регулярно бывают. Связано это с общими границами тела и личности, которые ребенок не очень хорошо осознает, а уж представление о том, что его могут помнить, не видя – для него и вовсе носит некий мифический характер. Отсюда и то самое взаимодействие с землей в виде «секретиков» и «тайников». Как же так – я уйду, а двор (в широком смысле этого слова и, одновременно, в сакральном) меня забудет? Вот и растут «секретики».
Вот и тащат дети домой память уже о «большой земле» - каштаны и желуди, разноцветные листья и камешки. Дарят нам – как частичку себя, как частичку своей памяти, своих эмоций – а мы так часто пропускаем это мимо, не видим ничего в этом необычного. А вот шишка – это память, «диск», хранилище информации о том дне, когда Вы вместе гуляли в лесу и видели белку. А вот эти три кило каштанов – это просто память о том, как вы с малышом гуляли, и как было здорово собирать эти каштаны вместе с мамой. Делали вместе с мамой что-то (по мнению детей, мы уделяем им непозволительно мало времени).
Никогда не выбрасывайте без разрешения ребенка вещи, которые он принес с улицы или откуда-то. Разбирать такое можно только с ребенком, что-то он отдаст с легкостью, а за какую-нибудь цветную бумажку, ценности которой мы с высоты своего возраста не осознаем, вполне может устроить истерику.
Покажите ребенку возможность превращать одно в другое. И не только ломать, но и строить. Делать из бесполезного – веселое. Осенние природные материалы для этого подходят просто идеально. Во-первых, они ничего не стоят. Может быть, это актуально только для меня – но масштабы материалов для творчества, которые расходует моя дочь – превосходят мои возможности. Во-вторых, при поломке особо ценного экспоната запасные части находятся в достаточном количестве и тут же. Это Вам не робота клеить из сверх - блестящего картона, который продавался только в одном магазине, на другом конце города. В-третьих, это огромный простор для воображения и поиска удивительного в том самом рядом, о котором настойчиво вещала реклама.
Стандартный осенний набор природных материалов: каштаны, желуди (и шляпки), листья различных деревьев, иголки сосны, камешки, мох, лишайники, палочки и сучки. Дополнительные материалы: картон, цветная бумага, клей, карандаши, фломастеры, бусинки и все прочее, что у Вас обязательно уже есть и за нужным количеством которого просто необходимо следить и поддерживать. Нет ничего хуже, чем в процессе работы обнаружить недостачу второй бусины для глаз.
Начинать знакомиться с природными материалами можно уже с года: высушенные листья можно раскрашивать гуашью. Подросшие дети с удовольствием рисуют на больших высушенных листьях клена всякие мини-подарки для мамы или папы. Картинки на листьях. Почему бы и нет?
Из листьев получаются отличные аппликации совершенно любого масштаба и на совершенно любые темы. Ежики, лисички, птички, лес. Поле, цветок, цветок в вазе, просто ваза, девочка, мамочка, домик, баба-яга, гриб, яблоко, корзинка, тарелка, вилка, печка, костер... Количество возможных аппликаций ограничивает только ваше личное воображение. Клейте аппликации на картон, а еще лучше – на цветной картон, устройте выставку или раздарите бабушкам: помните, о чем писалось вверху. Ребенок будет рад оставить память о себе в дорогих ему местах.
Человечки, ежики из пластилина и сосновых иголок, даже целые крепости из каштанов со своими садами из высушенных листьев (ох, руки сразу зачесались – самой уже хочется наваять поскорее крепость! Но маловато собрали в этом году каштанов, эх). Схемы всех этих поделок легко найдутся по соответствующему запросу в любую поисковую систему. От Вас нужно только желание и около часа свободного времени
(чаще хватает и 20 минут).
Очень важно помнить, что работа эта для малыша довольно трудоемка и он может потерять вообще всякий интерес к творческому самовыражению, если Вы будете бросать его один на один с картинкой-схемой и кучкой природного материала. Решив что-то сделать, будьте уж с малышом до упора – пока Вы вместе не закончите, помогайте ему и не сомневайтесь в его успехах. Если Вы волнуетесь, что он испачкает одежку, поступите просто, заведя специальную, «которой не жалко» или передник для рисования (бывают вообще распашонки с застежкой на спине).
Наконец Вам необходимо выделить специальное место, где ребенок сможет хранить поделки: полка, выделенное место на полу, столик, табуретка – что угодно, где творчество ребенка будет видно сразу и ему и пришедшим гостям. Это придаст ребенку уверенность в своих силах.
Кристина Вязовская